Правила проведения эффективного тренинга или когда стоит пройти обучение на тренера

25.10.2020

Тренинг — одна из существующих форм передачи информации и обучения в группе. Тренинговое обучение значительно отличается от привычных обучающих методов обучения (лекций, уроков). Обычно тренинги проводят с тем, чтобы повысить квалификационный уровень работников разных профессий. Однако, одно из «звеньев» успешного проведения такого рода обучения – установка основных правил. Ведущий занятий (собственно тренер) должен знать и понимать правила проведения тренинга, чтобы эффективно провести обучение. Только с учетом основных правил можно создать комфортные условия для обучения группы участников. Чтобы стать профессионалом в деле проведения тренингов, можно пройти обучение на тренера https://videoforme.ru/course/training-of-trainers-moskva.

Далее узнаем, как провести семинар: пошаговая инструкция и прочее ожидает вас далее.

Эффективный тренинг: этапы проведения занятия

Когда структура тренинга выстроена верно, аудитория усвоит максимум подаваемой информации, а сами занятия пройдут легко и в динамике.

Правильная структура предполагает:

  • вступление – участники и ведущий занятий знакомятся. Вводится регламент, устанавливаются правила, которых следует придерживаться присутствующим (тренер записывает их на флипчарте либо может обозначить рисунками, оформить символами). Проводится сбор ожиданий присутствующих. Эта вводная часть должна длиться менее получаса;
  • теория – по правилам, ей отводят более сорока процентов тренинга. Она не должна стать семинаром – абсолютно иной обучающей формой. Теорию подают порционно, делят на части. Не следует перегружать информацию сложными терминами. Основная задача занятий, цель тренинга – формирование у группы навыков практического характера. При этом участникам необходимо давать то, что им под силу освоить;
  • практика – для нее полагается до шестидесяти процентов занятий. Тренинг базируется на ней, после теоретических блоков должны непременно проводиться практические упражнения. Тренер загодя прописывает инструкции к ним. Практика дает возможность избегнуть недопониманий при обучении.

На последнем этапе тренер делает краткий вывод, касаемо приобретенных навыков. Аудитория вспоминает пройденное, ключевые детали, важные моменты. Необходимо провести опрос на тему – что стало наиболее значимым для каждого из присутствующих.

Правильным образом выстроенная технология тренинга – фундамент эффективности занятий. Верно структурированные тренинги более легки для восприятия обучаемых. Это позволяет подавать информацию последовательно, логически.

Из чего состоит эффективная тренинговая сцепка

Профессионалами разработана действенная тренинговая сцепка. Она часто используется, применить ее можно к любой теме, какой бы они ни была:

  • «разогревающий» этап;
  • упражнение – Вызов;
  • небольшая лекционная часть («А как нужно?»);
  • отработка лекции.

Разогрев необходим для запуска в группе доверительных процессов, позитивной энергетики, максимальной вовлеченности в занятия. По сути, это красивый ввод в тему. Упражнение для разогрева должно быть простым.

«Вызов» призван показать участникам, что обучаться еще есть чему: получается все пока не столь гладко.

Далее подходит время для ответов на возникшие вопросы: тренер дает качественную и четкую, но небольшую лекцию.

Когда подается работающая техника либо четкий алгоритм, лучше сразу же провести отработку умения. С этой целью дается основное упражнение.

Алгоритм шагов для создания тренинга

По вышеприведенной схеме доступна разработка тренинга по любой тематике.

Основные упражнения придумать легко. С вызовами немного сложнее: как правило, тренеры заимствуют их, подстраивают под задачи своих тренинговых программ. В основных же упражнениях важным представляется отработка умения всеми участвующими в обучении, поскольку есть одинаковая заинтересованность в получении навыка. А для общей проработки (участия всех и каждого) основные упражнения обычно проводятся попарно либо в тройках.

Для прорабатывания упражнений основных подходящими являются различные жизненные примеры и ситуации, которые взяты из реального бизнеса.

Пред-тренинговая диагностика потребности в обучении

В этой части обучения проводится сбор ожиданий аудитории. Требуется это для того, чтобы тренер максимально понимал и точно ориентировался в запросе группы. Выявляется набор навыков, знаний, которыми не обладает эта аудитория.

Целью такой диагностики также является выявление существующих сложностей, проблем в избранной деятельности.

Формулирование целей тренинга

Главная цель такого рода обучения всегда одинакова и очевидна – независимо от темы: сделать лучше, нежели было перед тренингом.

Иные цели справедливо считаются дополнительными: мотивация, расширение кругозора, рост уверенности в себе и так далее. Прекрасно, если они достигнуты, однако, без них можно обойтись.

Тренер стремится достичь того, чтобы участники думали, действовали по-иному после обучающегося тренинга. Это окупит обучение, обеспечит его качественность.

Название тематических блоков тренинга

Каждую задачу тренинга следует сопоставить с теорией, практикой, всевозможными видами активности, а также обучающими методиками. Материалы объединяют единой общей темой.

Связанные логически тематические блоки группируются, получается учебный модуль. Каждый из них излагается последовательно, что и образует структуру всего курса.

Формулирование результатов

В этой части занятий стоит вновь обсудить ожидания обучаемых. По результатам учебы тренеру необходимо дать ответы на вопросы, заданные в самом начале. Если участники видят, что все важные моменты, казавшиеся поначалу чересчур сложными, обсуждены, они осознают плодотворность занятий.

Наполнение программы тренинговыми активностями

Изначально разрабатывая тренинг от запроса целевой аудитории к выбору упражнений в форме игр, тренер сохраняет главную концепцию занятий и фокусирует внимание участников на основном.